Эксперт Armordog, охотник со стажем Александр Попов продолжает тестировать свой неопреновый жилет для курцхаара. Во второй части обзора автор делится первым опытом охоты в экипировке, выявленных недостатках и результате доработки неопренового жилета для собак NV-3 Orange Hunter.
Александр Попов, г. Санкт-Петербург |
Итак, в конце марта я получил первые два образца. И, выражаясь маркетинговым языком, сразу начались лабораторные испытания. А «лаборатория» – пока мой участок вокруг дома. И мои две собаки.
Пока смотрим, как сидит, где давит, где излишне свободно. Какие допуски по размерам жилетов в зависимости от размеров собаки. Дочка уже до года стала крупнее мамы, вот и есть некоторая разница. Смотрим на удобство и оперативность одевания – раздевания. Уж не знаю, случайно ли так получилось, но получилось очень правильно – молния застегивается от головы. Всевозможные собачьи одежды, которые были до этого, почему-то имели молнии, застегивающиеся от хвоста к голове. Во-первых, неудобно одевать – пока попадаешь в замок, собака просто переступает лапами и выходит из жилета. Во-вторых, при активных движениях собаки, особенно при неисправном фиксаторе, молния начинает просто расходиться от холки. В данном же случае жилет одевается сразу. К тому же вся молния дополнительно и фиксируется, и закрывается клапаном на липучке. Отсутствие такого клапана позволило бы всевозможному полевому мусору набиваться в молнию, что приводило бы к ее заклиниванию и быстрому выходу из строя. В целом этот образец по основным измерениям был впоследствии все-таки доработан, хотя и в таком первоначальном виде меня он уже вполне устраивал. И я перешел к полевым испытаниям.
Сначала просто в поле. На предмет сигнальности и динамических нагрузок. Как видим, сигнальность просто отличная при боковом ракурсе. А вот при ракурсе фронтальном хотелось бы побольше.
А потом с открытием весенней охоты испытания уже пошли на воде.
Это то самое озеро, где осенью в сетях запутался курц моего товарища. Нюшка плавала до противоположного берега – это 120 метров по дальномеру. Насчет теплоизоляции – постоянно контролировал, засовывая ладонь под жилет. В отличие от открытых частей – мокрых и холодных – под жилетом тело собаки оставалось всегда комфортно теплым.
Что касается дополнительно обретенной собакой плавучести. Похоже, Нюшка и сама это быстро поняла, потому что в поисках далеко от берега лежащей утки просто останавливалась и спокойно оглядывала акваторию (вероятно, еще и обнюхивала), практически не совершая каких-либо движений лапами. Потом плыла дальше.
Еще немаловажный факт – после снятия жилета с собаки не текло, как обычно. Все же неопрен набирает воду в пределах своей толщины. И вода, если прилегание к телу достаточно плотное, остается в самом неопрене. Жилет да – мокрый полностью. Ну, так весь жилет умещается в полиэтиленовый пакет. А собака на основной своей площади тела будет несомненно влажной, но течь с нее не будет. Ну, и вся водная грязь – ил, мусор, водная растительность – остается в основной своей массе на жилете. На собаке – только на лапах. Отчего в машине будет намного суше и чище после возвращения домой.
И еще о чем стоит непременно упомянуть. Собака изначально никак не среагировала отрицательно на такую экипировку. Она жилет как будто не заметила вовсе.
В общем с функциональной точки зрения жилет себя оправдал по всем параметрам, реализовал все мои надежды на него.
Теперь выясняем, с какими последствиями.
Для собаки никаких последствий не случилось. Нигде ничего не натерло. А вот сам жилет без повреждений первые боевые испытания пройти не смог. Я сознавал, что моя задача на фазе испытаний тщательно отыскивать именно отрицательные моменты. И надо было составить максимально подробный список выявленных именно недостатков за максимально короткое время. И я старательно искал именно их.
Липучка на клапане оказалась откровенно непригодного качества, и в результате пошла отрываться по всей длине шва.
В местах наибольшей нагрузки пошли надрывы по самому неопрену. При том, что шов оставался без повреждений. Конечно, не за один выход, а за три, но все равно… Хотя, с другой стороны, на моем гидрокостюме неопрен в районе подбородка шлема надо было подшивать постоянно. И уверен, очень многие бы производители полностью удовлетворились общими результатами испытаний и пустили бы все изделие в таком виде в серию. И, если честно, я сам об этом говорил Александре. Дескать, «…торопись, пока сезон…» Тем более, что массы требуют – все на том же форуме в той же теме публика откровенно писала: «Дорого яичко к Христову дню!» Куй деньги не отходя от кассы! А Саша как будто и не слышала. Отвечала, что липучку уже получила английскую, что молнию тоже решила поменять (уж молния – то чем не угодила?). А неопреном и заодно швами займется отдельно. Сезон охотничий закончился, охотники ружья убрали в сейфы, а Главный Конструктор пошел заниматься доводкой своего изделия до ума.
И знаете, что произошло в конце – концов? Саша после нескольких попыток заставила изготовителя сделать неопрен таким, каким он должен быть в ее представлении. Я не думаю, что владельцы серийных человечьих гидрокостюмов могут в массе своей похвастать чем-то похожим. Был также найден оптимальный клей для проклейки швов. Я не удивлюсь, если выяснится, что ЦКБ «Рубин» теперь нечем оклеивать наши субмарины резиной по причине того, что весь клей ушел на неопреновые жилеты для собак. Шутка! Были заменены нити, были изменены швы. Пошли «в серию» уже упомянутые новые варианты липучки и молнии.
И в августе я получаю для окончательных испытаний жилет в том виде, в котором он представляется окончательно законченным для своего конструктора.
Опять сначала лабораторные испытания все в той же лаборатории – своем садовом участке. На тех же моделях.
Сидит несколько получше – поплотнее в районе шеи и груди. Отныне целиком оранжевый. Качество исполнения по-настоящему фирменное. Ни о какой даже малейшей кривизне швов даже речи не идет. Правда, особо испытывать пока нечего – температура на улице не для такого спецснаряжения. Но… Открывается утиная охота, а моя помощница по закону подлости выдает мне… «женские дни». Дочери еще на утку вообще рано ходить, чтобы остальное не испортить. Вот и хожу с друзьями-легашатниками и их собаками. И, конечно, не так часто, как хотелось бы. Только в выходные, хотя и живу в 20 минутах езды от угодий. А к моменту возвращения в строй (а случилось это 5 сентября) на всех наших более – менее «кормовых» местах уже нет тех перелетов по вечерам, что был в начале сезона. Бывало, и вовсе без выстрела всю вечернюю зорьку стоял.
Но… Есть еще козырное место. Оно оттого и козырное, что весьма проблематичное. Утка там есть, а вот добраться до нее… Тут тоже нужны козыри в своей колоде.
В войну здесь был противотанковый ров. И вся акватория этого затопленного рва буквально усеяна торчащими из воды корягами, остатками деревьев, какими-то колами. Что творится под водой, можно только гадать.
Берега заилены. На воде ковром ряска. Утка сюда вечером садится всегда. Но над водой ее мы никогда не стреляли, потому что ветром к берегу не прибьет никогда, а посылать собаку в подобные урочища Бабы Яги при том, что очень сомнительно, что сможешь добраться до нее сам, случись чего, никогда не решались. А уж посылать в темноте, так и вообще – сюжет из фильма ужасов. Оттого вставали на поле вблизи этого водоема, а там уж как повезет – полетит над тобой при заходе на посадку, значит, повезло. Вот и получалось – видит око, да зуб неймет.
Но тогда у меня не было этого козыря, а теперь есть – неопреновый, причем, окончательно доработанный во всех отношениях жилет. Конечно, погода еще откровенно летняя. Но нам же стоять. Если вдруг напорется на какую корягу, должен неопрен защитить. А у Нюшки есть такая манера – на подачу в воду прыжком влетать. Но и неопрен – не тряпочка на финском сигнальном жилете китайского происхождения. Если зацепится, если трясина под лапами случится – удержит неопрен на плаву. Сигнальность отличная – собака со всех сторон отменно видна. В общем, если нельзя, но очень хочется, то… И мы поехали.
Всем поклонникам ошибочного мнения об актуальности камуфляжа легавой собаки еще раз говорю, что сигнальность окраски – это комфорт для охотника.
Представьте, что Нюшка моя пребывает в своем естественном кофейно-пегом окрасе. Это я еще искусственно снимок посветлее сделал. Ее ж надо всякий раз выискивать взглядом. А так можете посмотреть на экран даже боковым зрением – это оранжевое пятно – первое, что бросится в глаза. Забегая наперед скажу, что три наших выезда на это место мы брали с Нюшкой по три утки. А больше я не беру в принципе. Езжу через день, нам хватает с избытком. А хапужничать и охотиться — в моем представлении вещи разные. Один раз взяли только одну. Ну, так больше и не летало тогда. Но вот у той самой дальней пары берез неоднократно замечал компанию из трех охотников, полностью облаченных в камуфляж. И ни разу не видел кого-то из них с добычей.
Конечно, я в этом месте не первый год. Могу спрогнозировать направление лета утки. Но направление это от такой вот расцветки моей собаки, уверяю, никак не меняется. Зато очень меняется состояние моей психики.
Итак, из всех подач только одна была с поля. Остальные с воды. Мы всегда стояли только на этом вот месте. Самая дальняя подача была и с самого дальнего края воды на этом фото – там, где кончается вода и начинается берег по правой границе кадра. И собака плыла напрямую, перелезала притопленные коряги, обплывала торчащие стволы деревьев. Честно говоря, я уже не очень и беспокоился, поскольку был в курсе всего процесса создания Нюшкиной амуниции. Правда, бровью она все-таки где-то за что-то зацепилась, небольшую царапину брови получила. Но все, конечно, защитить невозможно. Впрочем, как и защититься от всего. С защитным шлемом для собаки, думаю, все равно торопиться не стоит.
В общем, стал я монополистом охоты в этом месте. Только благодаря неопреновому жилету на своей собаке.
И даже при температуре воздуха +22 я рискнул здесь одеть собаку в жилет. Конечно, только непосредственно перед вечерней зорькой уже у самой воды. И опять все те же три утки, не сходя с места и без ущерба для собственной психики и здоровья собаки.
Но я помнил, что и для этого окончательного образца от меня ждут прежде всего испытательного заключения. И я искренне старался найти что-то, что еще можно было бы доработать.
Честно говоря, перед самым первым выходом в эти угодья подумал – отработает жилет даже одну охоту, оно того стоит. Разрывы, порезы воспринял бы как должное. Но…ничего такого нет. Вообще ничего, что потребовало каких-то доработок, ремонта и т.п.
Конечно, грязи много. Грудь и живот в иле. Но это у жилета, а не у собаки. Собака села в машину в чистом виде, а жилет отправился в непромокаемый пакет. В этих местах изрядное количество череды с ее противными семенами с двумя колючками по краям, которые цепляются на все. Опять-таки, на жилете их было масса. На собаке не было совсем. Теперь после охоты я чищу ружье и тут же следом чищу жилет от череды и прочего мусора. Очищается неопрен легко. Просто руками. Грязь после высыхания счищается просто одежной щеткой. Конечно, чтобы привести жилет к продажному первоначальному виду, его надо уже постирать. Это позже. Когда закроется сезон. Кстати, за ночь жилет высыхает полностью при температуре +20 градусов, так что к утру он снова готов к бою.
В общем, как сейчас принято говорить, я на этот жилет подсел. Забывал за эти дни на охоту взять манки. Забывал зажигалку, а потом маялся от желания курить. Жилет не забывал никогда. Я с него теперь начинаю свои сборы на охоту.
Есть такая шутка в производстве – когда начинается «и так сойдет», начинается профессионализм. Лично я от всей души желаю Саше Усановой никогда не достигать подобного уровня «профессионализма», а делать и впредь все так, как и должно делаться. Вот тогда в оружейном деле появляются «бестганы», а в автопроме – «суперкары». Правда, в отличие от них, жилет по цене доступен абсолютно всем. Ничего подобного в собачьем снаряжении лично я пока до встречи с «Армордогом» не встречал. Возможно, что вот оно – это начало.
А это – мое продолжение. Надо ж кому-то передавать знания и опыт. Мой внук.
Начало в материале Как закалялся неопреновый жилет. Часть 1.