Эксперт Armordog, охотник со стажем Александр Попов честно рассказывает об истории создания неопренового жилета для собак NV-3 Orange Hunter. Зачем собаке жилет из неопрена и какие функции выполняет жилет на охоте – в первой части обзора.
Александр Попов, г. Санкт-Петербург |
Охота весной в наших районах – это всегда, мягко говоря, не жарко. А вода в озерах и реках, где и происходит охота на утку, так и вовсе еще ледяная. Гусь – это всегда как повезет. Вальдшнеп – это обязательно, но 40 минут на все про все. А застоявшаяся за зиму душа охотника праздника просит. Вот и обитаем основное время у воды. К тому же, и это правильно, ходовой охоты нет. Только из засидки. Ладно мы – оденемся потеплее, уткнемся под куст, да и нормально. А вот наши преданные помощники – собаки… Особенно легавые. У которых и подшерстка-то нет. Они – трудяги. Кинутся в любую воду. Даже откровенно ледяную, потому что нередко на водоемах еще и льдины присутствуют. А потом дрожат так, что сердце кровью обливается.
Да, пишут нам, что собака так греется, а вовсе не мерзнет. Но достаточно взглянуть в эти глаза на трясущейся морде, чтобы понять – мерзнут наши напарники. Просто умеют терпеть молча. Уж точно комфорта никакого не испытывают.
Надо бы им хотя бы побегать дать, так правила запрещают. По правилам и вовсе надо вести собаку на поводке к засидке и так же уводить. Берем с собой всевозможные одеяла, накрываем собаку, к себе прижимаем. Еще и свою куртку сверху накинем. Все намокает. А тут снова налет. И снова все сначала. Кто-то вообще не выпускает собаку из машины до окончания охоты. Тоже не выход. Бывает, что собака откровенно обижается на такое игнорирование ее участия, устраивает концерты прямо из машины на всю округу. Да и водоем при такой тактике должен быть со стоячей водой, да лучше чтобы и ветра не было, а то снесет трофей на дистанцию, на которую ни глаз не видит, ни собачий нос не чует. Ну, и стрелять надо исключительно «чисто». У кого-нибудь так получается, чтобы всегда?
Но проскакивали в «паутине» фотографии легавых в неопреновых жилетах. Но все в американских. В камуфляжных. Как-то с опаской отношусь к подобным заказам «оттуда» с неизведанных сайтов. Да и заказ должен быть предварительно очень согласован по размеру.
Почему так говорю? Потому что когда на меня шили неопреновый гидрокостюм (стандартный мне не подходит по причине моих нестандартных размеров) для подводной охоты, процесс снятия мерок меня натурально заставил вспотеть. А снято этих мерок было около шестидесяти. Думаю, уже понятно, что с неопреном и его использованием для покорения водоемов я знаком не понаслышке. При температуре +10 градусов во время активного ныряния и просто плавания мне становилось не холодно, а жарко по прошествии пары часов. И идея «одеть собаку» в ее собачий гидрокостюм у меня в голове сидела с самой первой охоты весной с легавой.
И тут на «Ганзах» вдруг появилась она – Саша Усанова с ее «Непраздными вопросами по собачьим жилетам». Дальше уже не знаю, кто кого первым нашел. По-моему, все-таки, я. Я сам, как легавая, «встал в стойку», причуяв то, о чем давно мечтал. Какая цена? Любая. Дайте два! Я всегда такой, тем более, что теперь у меня фактически две легавых. Нюшка и ее дочь, которую формально взял себе сын, но охотницу из нее делать все равно мне. А тут еще командировка в Москву подвернулась. И в дополнение к жилету я лично познакомился с… Даже не знаю, как теперь назвать? Директор – как-то банально. Столько я их перевидал всяких разных, и не хочу ставить с ними в один ряд действительно незаурядную, очаровательную, всегда позитивную Сашу Усанову. Президент? Саша не любит подобной напыщенности. В общем, генератор идей, классный организатор, образованнейший бизнесмен (точнее, woman). И попросила меня тогда Саша не счесть за труд и отписаться по результатам наших весенних охот.
Да, немаловажное замечание – мои неопреновые жилеты по моему изначальному настоянию были максимально сигнальной расцветки – оранжевые.
Вообще, тема сигнальности и камуфляжности в охоте заслуживает отдельного и долгого разговора. Тема далеко не праздная. И связана с массовыми заблуждениями среди не только наших охотников.
Эти вопросы периодически поднимались в охотничьей литературе, но, к сожалению, тяга к чтению книг сегодня сменилась в массе своей интернет-информацией, причем неизвестного происхождения, зато воспринимаемой как истина в последней инстанции. Оттого я сегодня наряжаюсь на охоту, как на праздник. А вид закамуфлированного коллеги по увлечению сразу успокаивает меня на предмет возможной конкуренции в угодьях. Осторожность – это да, надо соблюдать дополнительную. А вот по части добычи такой «спецназовец» вряд ли сможет похвастать какими-то значимыми результатами. Ну, если уж еще и нож до колена висит на поясе, то стопроцентно – не конкурент.
Итак, я решил подойти к порученному делу с полной ответственностью, и на все охоты помимо ружья и ягдташа стал вешать на шею еще и фотоаппарат, чтобы давать объективные результаты своей и собачьей испытательной деятельности разработчику.
И дальше исключительно «по технике».
Задачи, возлагаемые на жилет:
1. Сигнальность, о которой мы уже говорили ранее, актуальность которой лично у меня никаких сомнений не вызывает.
2. Теплозащита собаки. Полагаю, что не все «лично» знакомы с неопреном. Поэтому очень кратко по сути неопренового гидрокостюма. Сам материал не является водоизолирующим. Но принцип его работы построен на препятствовании какой-либо циркуляции воды по поверхности тела. Слой воды в неопрене мгновенно прогревается от тела и сам становится теплоизолятором. Холодостойкость напрямую зависит от толщины материала – чем неопрен толще, тем от более низкой температуры воды он способен защитить. В 9-миллиметровом костюме можно вполне комфортно плавать среди льдов в течение нескольких часов. В отличие от «сухого» костюма, никакого дополнительного утепления в виде какого-то нательного белья не требуется. В случае с собакой необходимо еще и избежать возможного перегрева при ее активных действиях в таком жилете вне воды.
3. Механическая защита собаки от возможных подводных невидимых препятствий – коряги, колья и т.п.
4. Дополнительная положительная плавучесть на случай нештатных ситуаций на воде.
А вот об этом стоит поговорить поподробнее. Сам неопрен обладает весьма значительной положительной плавучестью. Если кто не в курсе, весь этот страшный пояс на животе дайвера, а то и большущие свинцовые грузы на спине (называется на дайверском сленге «сковорода») имеют одно-единственное назначение – придать дайверу или подводному охотнику всего лишь нулевую плавучесть, потому что без подобных грузов нырнуть в неопреновом костюме практически невозможно. Просто для общего представления – лично мне в моем гидрокостюме из неопрена толщиной 5,5 мм требуется грузовой пояс весом в 11 кг, чтобы я имел нулевую плавучесть и был в состоянии нырять, а не просто лежать на воде как на надувном матрасе. В любом же аварийном случае под водой дайвер просто сбрасывает грузовой пояс и автоматически мгновенно всплывает на поверхность, в дальнейшем просто не имея возможности утонуть в любом физическом состоянии. Костюм из дайверского превращается в просто спасательный.
Я считаю, что этот момент просто обнесен должным вниманием, когда речь идет о неопреновом жилете для собак.
Собаке нырять совершенно ни к чему. Мнение относительно того, что подранок ныряет и цепляется где-то под водой за какую-то растительность, я воспринимаю еще более скептически, нежели актуальность камуфляжа. Еще более скептически воспринимаю возможность собаки под водой вести поиск подранка.
Если у вас подранок нырнул и не показывается на поверхности, пускайте собаку в поиск по берегу – рано или поздно непременно найдет.
Зато зацепиться собака, будучи на воде, может запросто за всевозможные препятствия. Далеко не все снимают с собаки ошейник. Я, например, не снимаю, исключая более вероятные угрозы за счет менее вероятных рисков. Может зацепиться тем же жилетом, правда, с меньшей долей вероятности, нежели ошейником, поскольку жилет достаточно плотно прилегает к телу собаки по всей своей поверхности. Может запутаться лапами в густой подводной растительности (так и люди нередко тонут). Ну, и совсем свежий пример прошлой осени – курцхаар моего товарища на подаче на озере запутался в этих омерзительных китайских лесочных сетях. Был конец октября. А хозяину ничего не оставалось, как во всем, в чем был, кинуться на помощь своему четвероногому другу, очень серьезно рискуя собственной жизнью. А собака просто тонула в панике, не имея возможности активно шевелить лапами. К счастью, товарищ мой подоспел к собаке вовремя, сети были уничтожены, до машины было недалеко, а в машине отыскался какой-то старый тренировочный костюм для ремонтных работ. А могло бы закончиться и трагедией. И для собаки, и для хозяина.
Собака, как и человек, держится на плаву в пресной воде за счет активных движений конечностями, имея собственную плавучесть отрицательную. Прекращение движения означает автоматически погружение под воду. Наличие же неопренового жилета делает плавучесть собаки в жилете изначально положительной.
Причем, существенно положительной. Без необходимости каких-либо активных движений. Проще говоря, неопреновый жилет для собаки – это тот же спасательный жилет, но не ограничивающий подвижность и осуществляющий еще и термозащиту.
Вот такие надежды возлагались на будущий товар. И по этим пунктам надо было дать конкретные ответы по результатам испытаний.
Не могу не сказать еще об одном моменте.
По второму своему высшему образованию я инженер – маркетолог. И, конечно, меня учили, и я знаю, как положено по всем классическим канонам выводить товар на рынок. Но признаюсь, ни разу мне еще не удавалось увидеть весь процесс на деле. И не только у нас в стране. Стало уже якобы общепринятой практикой – выводить товар откровенно «сырым», а «доводить до ума» уже за счет самого потребителя. Даже мировой автопром не гнушается сегодня подобными схемами. А тут вдруг авторский настрой явно давал мне шанс увидеть классику в воплощении. И помимо охотничье-собачьего интереса, как потребителя, меня еще и захватил интерес чисто профессиональный.
Продолжение в материале Как закалялся неопреновый жилет. Часть 2.